Энергетическое обследование

 Проведение энергетического обследования делается согласно Федеральному закону №261 от 23.11.2009 года, регулирующему отношения в сфере энергосбережения и энергетической эффективности.

       Проводя энергетическое обследование, делают сбор и дальнейшую обработку информации о расходах денежных средств за топливно-энергетические ресурсы (ТЭР), выявляя возможности энергосбережения и повышения энергетической эффективности, фиксируемой в энергетическом паспорте.

       Здесь можно отметить два основных момента:

  • Термин «энергетическое обследование» и понятие «энергоаудит» либо «энергетический аудит» не имеют одно значение. При энергетическом обследовании как неотъемлемая часть предполагается заполнение энергетического паспорта (согласно ФЗ №261). В случае, когда проводится энергоаудит, возможно завершение проверки  рекомендациями по энергосбережению без заполнения энергетического паспорта. Вследствие этого при составлении договора необходимо указывать выполнение «обязательного энергетического обследования с разработкой энергетического паспорта» вместо «проведения энергоаудита».
  • Выполняя обязательное энергетическое обследование, изучают состояние объекта в части использования топливно-энергетических ресурсов. Паспорт выдаётся потребителю, а экономия вычисляется согласно потреблению. В том случае, когда определённая часть энергоресурсов используется «субабонентами», вследствие чего использование ресурсов и потребление их не равны, разница становится реально значимой. Тогда объём энергоресурсов, который потребили субабоненты, необходимо исключить из общего объёма ТЭР.

       Энергетические обследования подразделяют на обязательные и добровольные. Энергетическое обследование должно проводиться обязательно для органов государственной власти, органов местного самоуправления, для организаций с участием государства или муниципального образования, потребителей значительного количества энергоресурсов и т.д. (статья 16 ФЗ №261)

       Организации, для которых обязательно проведение энергетического обследования,  должны были первый раз организовать энергетическое обследование с получением энергетического паспорта до 31.12.2012 г. В случае несоблюдения указанных сроков данные организации попадают под административную ответственность, выраженную в штрафе для должностных лиц от 10 тыс. руб. до 15 тыс. руб. Непосредственно для юридических лиц сумма штрафа колеблется от 50 тыс. руб. до 250 тыс. руб.

       Смысл проведения обязательного энергетического обследования состоит в изыскании возможностей для экономии энергоресурсов. Составление энергетического паспорта согласно результатам обследования позволяет в дальнейшем контролировать достижение целевых показателей в каждом учреждении либо организации, что позволяет дать оценку динамике и эффекту энергосбережения каждым юридическим лицом. А уже исходя из совокупности данных в энергетических паспортах, делаются выводы по энергосбережению в рамках муниципального образования, субъекта РФ, и в итоге по всей стране.

       К лицам, по отношению к которым проводятся энергетические обследования, относятся организации, у которых потребление ТЭР а также воды оплачивается из бюджетных средств.

       На основании экспертных оценок бюджетные организации сегодня расходуют нерационально до 20% ТЭР и воды. Вследствие этого в статье 24 Федерального закона №261 прописано, что прямой обязанностью бюджетных организаций является достижение в течении 5 лет экономии ТЭР и воды на 15% относительно данных 2009 года.

       На основании ФЗ №261 периодичность проведения обязательного энергетического обследования равна пяти годам. Из этого следует, что очередное обследование энергетической сферы бюджетной организации должно показать экономию не меньше 15% за 5 лет.

       Также этот закон вменяет в обязанность организациям с участием государства ратифицировать и исполнять программы по энергосбережению, отражающие целевые данные по энергосбережению, а также меры, предпринимаемые для повышения эффективности энергетической сферы.

       Согласно данной фундаментальной идее первое энергетическое обследование имеет следующий практический смысл:

  • лицо, проводящее энергоаудит, должно досконально изучить данные конкретного учреждения по потреблению ТЭР и воды;
  • необходимо произвести оценку с последующей фиксацией потенциала энергосбережения –в процессе повторного обследования наверняка будут выяснены причины, по которым экономия в 15%  не достигнута;
  • нужно обнаружить места, где происходит нерациональное использование, и предоставить рекомендации по обеспечению экономии в энергосбережении на 15% в течении пяти лет.

       Данные рекомендации обязаны быть заложенными в основании разрабатываемой на следующие пять лет Программы по энергосбережению.

После проведения обязательного обследования энергетического состояния объекта заказчику предоставляется:

  • Энергетический паспорт, который выдаётся потребителю ТЭР после его экспертизы и согласования в СРО с последующей отправкой в Минэнерго России.
  • Технический отчёт, отражающий результаты энергетического обследования. В данном отчёте излагается анализ потребления ресурсов за прошедшие периоды, оценка условий договора по снабжению ТЭР и водой, обзор результатов инструментального обследования инженерных систем и конструкций ограждения, расчёт и сбалансированность энергопотребления, рекомендации по вопросам целесообразного энергопотребления, которые позволят сэкономить не меньше 15% потребляемых энергоресурсов и воды в течении 5 лет.

       Проведение энергетического обследования доступно только энергоаудитору, который является членом  СРО (саморегулируемой организации) в сфере энергетических обследований.





Captcha